Успешное развитие государства возможно только на основе эффективной и профессиональной государственной службы. Двадцать лет становления таковой в республике не прошли даром. Уже сейчас можно с полным правом гордиться значительным вкладом государственных служащих в укрепление независимости нашей страны.
Как известно, Глава государства обозначил 100 конкретных шагов по реализации 5 стратегических реформ. В настоящее время система государственного управления республики нацелена отвечать европейским стандартам, эффективнее реагировать на запросы общества и способствовать улучшению жизни каждого гражданина. Поэтому в национальном плане первостепенное значение придается привлечению в государственный аппарат квалифицированных и компетентных специалистов, а также предотвращению ухода этих кадров из государственной системы.
«Утечка» кадров из системы государственной службы негативно влияет как на эффективность деятельности государственного органа в целом, так и на качество работы отдельного служащего за счет возложения на него дополнительной нагрузки вакантной должности. Поэтому Департаментом Агентства РК по делам государственной службы и противодействию коррупции систематически проводится мониторинг государственных органов, выявляющий предпосылки, способствующие уходу специалистов, и принимаются всевозможные меры по их устранению.
Департаментом совместно с аппаратом акима ЮКО введены целевые индикаторы чистой сменяемости государственных служащих в программу развития регионов ЮКО. Согласно данной программе уровень чистой сменяемости региона установлен в пределах 7,5%.
На 1 апреля текущего года в 575 государственных органах Южно-Казахстанской области трудится порядка 8700 государственных служащих, вакантными при этом остаются 357 должности (или 4,1%).
В целом за прошлый 2017 год уровень чистой сменяемости утвердился на отметке 4,7%. По сравнению с 2016 годом этот показатель снизился на 0,2%.
Сегодня административная реформа создает все необходимые условия для снижения показателей текучести кадров госаппарата. Прежде всего, это новая система оплаты труда по результатам, включающая механизмы материального стимулирования на основе факторно-балльной шкалы и поощрений, системы социальной поддержки, а также таких элементов, как уверенность в стабильности, удовлетворение собственных профессиональных амбиций и возможности карьерного роста по принципам меритократии, уровень которой в области достиг в этом году 75%.
Принцип меритократии способствует также решению такой задачи как искоренение коррупции, когда при равных возможностях и справедливой оценке претендентов, на государственную службу проходят действительно квалифицированные люди, чьи деловые качества являются основным "козырем" при поступлении на государственную службу. Такой подход позволит максимально исключить в системе государственной службы условия для протекционизма, непотизма и патронажа.
Более того, государственный служащий имеет право: на социальную и правовую защиту, на пенсионное и социальное обеспечение, на переподготовку и повышение квалификации за счет средств соответствующего бюджета, способствующие добросовестному исполнению служебных обязанностей.
Особое внимание сегодня уделяется также вопросам укрепления вклада молодежи в государственное управление. Подготовка талантливых и квалифицированных кадров из числа молодежи считается основным приоритетом.
С начала текущего года Департаментом создана Школа государственной службы, деятельность которой направлена на формирование у молодежи адекватных представлений о государственной службе, разъяснение порядка поступления на государственную службу, ознакомление с трехступенчатой системой отбора кадров и оказание поддержки вплоть до назначения на должность.
Государственная власть заинтересована в привлечении лучших представителей молодежи на государственную службу. Молодому поколению, идущему в ногу со временем, предоставляется возможность освежить государственную службу новыми идеями, неординарными решениями.
Как говорила австрийская поэтесса Жозефина де Кнорр: «Предприимчивость молодежи стоит опыта стариков», смена кадров госаппарата и приход в ее состав молодых людей, не заставших прежнего общества и свободных от его предрассудков, является большой надеждой для нашей страны. Необходимо, чтобы молодежь была хорошо подготовлена к решению стоящих перед государством задач.
Важно понять, что государство не ставит целью, чтобы казахстанская модель государственной службы слепо следовала какой-либо концепции развитых стран. Для нашего государства важно, чтобы законодательство о государственной службе соблюдало интересы общества, чтобы государственный служащий действительно служил обществу в целом и каждому гражданину в отдельности. Граждане Республики Казахстан должны быть уверены, что управлением их общими делами занимаются настоящие профессионалы.
Заместитель руководителя Департамента Агентства РК по делам государственной службы и противодействию коррупции по ЮКО А.Шильманов