Шымкент – один из самых древних городов Казахстана. Он насчитывает свыше двух тысяч лет. За это время мегаполис накопил богатую историю. Современная архитектура Шымкента прекрасно сочетается с шедеврами древности.
Мавзолеи, мечети, руины древнего города, уникальные природные, историко-культурные и сакральные памятники, окутанные легендами и сказаниями – все это сегодня является одними из главных ценностей горожан.
Сегодня в Шымкенте работают около 150 мест для размещения, 9 парков, 7 музеев, 25 социально-культурных объектов, 5 театров, 12 сакральных объектов, 11 торгово-развлекательных центров, 5 религиозных объектов, 18 аквапарков и 4 природных источника воды. Многие достопримечательные места города носят имена исторических личностей, жизнь которых окутана легендами и тайнами.
Одной из таких личностей является Кошкар ата – суфий, который впоследствии стал учеником мыслителя и поэта Ходжи Ахмеда Яссауи. Он был выходцем из Сайрама. Вел праведный образ жизни, обладал глубокими знаниями Корана и хадисов, пользовался огромным уважением сородичей, всегда был на стороне справедливости, за что впоследствии был избран бием.
Хотя доподлинных письменных подтверждений о жизни и деятельности Кошкар аты нет, сведения о нем хранят лишь легенды, народ почитает его как святого, обладающего чудодейственными целительными способностями и даже понимающего язык животных. Слово «кошкар» в дословном переводе с тюркских языков означает «племенной баран». Кошкар ату считали покровителем пастухов-скотоводов. Известно, что при раскопках на территории современного Шымкента и прилегающей к мегаполису территории археологам достаточно часто попадались фигурки баранов, изображения на керамике в виде крутых изогнутых рогов, символизирующих мощь барана, его оплодотворяющую силу. Этот культ был особенно силен в средневековом Шымкенте. По сей день Кошкар ата считается покровителем города.
В честь него назван родник, вода из которого наделена целебными свойствами. Согласно преданиям, именно вокруг этого сакрального родника и стал строиться Шымкент.
Легендой окутано и происхождение самого родника. По одной из них, Кошкар ата якобы поручил своему младшему брату отнести в Туркестан воду для Ходжи Ахмеда Яссауи и наказал, чтобы тот на пути в священный город ни в коем случае не оглядывался. Но брат нарушил наказ своего старшего сородича и, преодолев половину пути, обернулся. Вода мгновенно пролилась. Впоследствии на этом месте забил родник, а вместе с ним, спустя время, и еще десятки других родников, которые и образовали реку.
Есть и еще одна легенда, согласно которой измотанный жаждой караван повстречал на своем пути старца. Он указал им на камень, под которым якобы и находится спасительная влага. Откинув камень, путники увидели бьющий из-под земли ключ.
О возможном происхождении сакральной для шымкентцев реки рассказывает и еще одна легенда, согласно которой река образовалась от слез воинов, оплакивающих свое войско, погибшее в проигранном сражении.
Считается, что вода в реке Кошкар ата обладает целебной силой и тот, кто попробует ее, всегда будет возвращаться в Шымкент.
В 2010 году река Кошкар ата получила статус особо охраняемой природной зоны и была включена в состав шымкентского дендропарка.
По левую сторону от нее, на возвышенности в юго-восточной части мегаполиса, расположен мавзолей Кошкар аты. Еще одно сакральное место, куда приезжают десятки паломников не только из Казахстана, но и других стран в надежде сыскать милость и благословение святого суфия.
По словам академика НАН РК Бауыржана Байтанаева, многие обыватели считают местом захоронения Кошкар аты старинное мусульманское кладбище в районе автовокзала.
- Но согласно информации, размещенной в литературных источниках второй половины XIX – начала ХХ веков, в том числе и опубликованным карт-схемам, место захоронения Кошкар-ата совершенно точно находится у истоков реки, как это показано на план-схемах осадных работ при штурме Чимкента в сентябре 1864 года, на которых мавзолей служит топографическим ориентиром, - говорит Б.Байтанаев.
По мнению академика, место захоронения святого и сам мавзолей служат организующим началом сакрального места, включающего в себя родники и исток реки Кошкар ата.
Стоит отметить, что внешний вид мавзолея, каким сегодня его видят паломники и просто гости Шымкента, не имеет ничего общего со своим древним «собратом». В середине 60-х годов первозданный культовый комплекс Кошкар ата подвергся сносу из-за плотного кольца многоэтажек, построенных в районе железнодорожного вокзала. Внешний вид мавзолея, возведенного приблизительно в начале ХХ века, до его сноса можно увидеть лишь на фотографиях, хранящихся в фондах Туркестанского областного историко-краеведческого музея.
К слову, в честь великого мудреца Кошкар аты в Казахстане сооружены три мавзолея. Первый – в Шымкенте, второй – на территории Казыгуртского района Туркестанской области, третий - на территории Мангистауской области. Именно он вошел в состав некропля, получившего название Кошкар ата.
Как отмечалось выше, имя Кошкар аты не встречается ни в одних письменных источниках, в том числе и трудах дореволюционных этнографов и фольклористов. А вот об одноименном роднике и реке упоминает в своих дневниковых записях этнограф, генерал-лейтенант русском императорской армии Александр Гейнс.
«По садам и улицам бегут многочисленные арыки с чистою водой, которая журчит будто горный источник. Все арыки города берут свое начало в ручье Кошкар-Ата («бараний отец»), который начинается в обильных ключах, бьющих из-под горы. Близ последней находится могила святого Кошкар-Ата, которого историю рассказать мне не могли. Кошкар-Ата втекает в город под стеною, близ Аулие-Атинских ворот, и здесь собирается в большой арык, из которого берут начало все другие, орошающие сады города. Кошкар-Ата не только снабжает город водою, но три арыка идут от него еще на городские пашни. Так как местность между Аулие-Атинскими воротами, цитаделью и базаром очень низменна, то часть Кошкар-Аты, переливаясь через арык, разливается, отчего здесь стоит вечная лужа, не дозволяющая заселить эту местность», - пишет этнограф в своем дневнике. (А. К. Гейнс. Дневник 1866 года. Путешествие в Туркестан. Город Чимкент).
Российский историк, этнограф, член Оренбургского отделения Русского географического общества и комиссии Научного архива Александр Добросмыслов в своих трудах упоминает о праздновании Саиль Кошкар ата – праздника весны, отмечаемого с 1 по 15 марта.
К слову, в 2016 году власти Шымкента вновь возродили древнюю традицию празднования Саиль-Кошкар ата. В древности, в этот день по традиции в жертву приносили самого большого и жирного барана, чтобы весь года в домах царили достаток и мир, а жизнь была сытной.
Сегодня баранов в жертву не приносят, а устраивают конкурс среди овцеводческих хозяйств на лучшего племенного барана-производителя. Владельцу победителя достается денежный приз. В этот же день проходят соревнования по национальным видам спорта, организуются творческие выставки и продовольственные ярмарки.
Идея возродить древний праздник принадлежит шымкентским историкам - краеведам. По словам местных специалистов, традиция его празднования была утрачена после Октябрьской революции 1917 года. Возродив ее, историки и общественники надеются таким образом привлечь в регион еще больше иностранных туристов.