По мнению директора института археологии имени А. Х. Маргулана Бауыржана Байтанаева, она должна стать якорным туристическим объектом.
«Главный принцип - аутентичность, подлинность: если мы не знаем хотя бы на 30 процентов, как выглядело здание, оно уже не восстанавливается, а просто консервируется», - сказал в одном из интервью Б. Байтанаев.
В качестве примера можно привести Отырарское городище, где разрушенные стены законсервированы. Но Шымкент - особый случай, так как остались фотографии, рисунки, уцелевшие стены цитадели и даже военные пушки. Только надо помнить, что реставрация, восстановление - это не стройка: здесь все надо делать тщательно, кропотливо, без спешки. Тем более что по мере вскрытия все более древних культурных слоев археологи видят материалы, из которых были сделаны дома, а потом обсуждают, какие оригинальные инженерные решения нужно применить, чтобы древние кирпичи не осыпались.
Для придания городищу большей зрелищности предлагалось сделать минареты. Против этого категорично выступил ученый с мировым именем Бауыржан Байтанаев.
«Никаких минаретов в то время не было! – восклицает он. - Там были легкие постройки».
Гостям и жителям Шымкента можно предложить экскурсии по городищу в тот самый момент, когда идут реставрационные работы, ведутся раскопки. Это тоже очень интересно: туристы будут воочию видеть процесс воссоздания истории, на месте знакомиться с найденными артефактами.
Ученый тут же обозначил еще одну серьезную проблему – острую нехватку в Шымкенте специалистов по реставрации и проектировщиков. Их дефицит тоже является сдерживающим фактором.